Главная Форум Ссылки e-mail
- автомобильный завод

Прокат авто в Латвии
GISMETEO.RU: погода в г. Рига
Rambler's Top100



Мы в соцсетях:

В Латвии открыли автомобилестроительный завод


Завод открыли после долгих шести лет мытарств русско-латышской команды, которая упорно воплощала в жизнь сумасшедшую идею мэра Москвы Юрия Лужкова - построить в Латвии образцовое, европейского уровня автопредприятие.
Казалось, хуже выбрать время и место для воплощения идеи было невозможно: в России тотальный кризис машиностроения, заводы останавливаются, Латвия - далеко не дружественная страна... Но надо знать Лужкова! За словом мэра Москвы стоят тонны его собственной энергии, помноженной на мегатонны властных возможностей. И еще он - мудрый, хитрый и дальновидный русский предприниматель, который умеет считать на несколько десятков шагов вперед...
Но один, как говорится, в поле не воин. Чтобы сумасшедшая идея не утонула в политико-бюрократическом болоте, нужна была команда, нужны были делатели - и в Москве, и в Риге. В Москве в дело впряглись само правительство российской столицы и завод ЗИЛ. А в Риге - скромная компания Ferrus, со скромным капиталом, но с умной и целеустремленной командой во главе с Алексеем Масловым.
Помните, как Тома Сойера тетушка заставила забор покрасить? И как Том, пораскинув мозгами, из тягомотной обязаловки организовал престижное мероприятие, поучаствовать в котором выстраивались в очередь, и не за просто так?.. Этот хрестоматийный пример я привел для того, чтобы не пересказывать уже в который раз фантастическую историю рождения автосборочного предприятия AMO-Plant, которое уже стоит под Елгавой, сверкая свежей краской!
Автобус голландский, газ русский, мозги наши
Это ж как долго раскручивался бумажно-денежный маховик возрождения латвийского автопрома! Зато когда он раскрутился, всего год понадобился, чтобы во чистом поле было построено совместное российско-голландско-латвийское машиностроительное предприятие.
На предприятии будут делать автобусы. Автобус - голландский. Комплектующие - сначала всеевропейские, потом и свои, латвийские. Сборка - латвийская. Инвестиции - российские и не только. Рынок сбыта - Латвия, Россия и далее везде. Первая партия - не очень дорогой школьный автобус. На таком мы и покатили из Риги в Елгаву принимать построенное там производство.
Вот он - красавец завод AMO-Plant. Справа административно-конструкторский корпус, мозговой центр завода. Слева - сборочный корпус, его размер 100 на 100 метров, то есть ровно гектар. За сборочным корпусом парит своя собственная когенерационная электростанция, работающая на газе. Газ - российский, цена его европейская, рыночная...
Через дорогу - мрачным укором высятся корпуса умершего РАФа. Почему РАФ умер? Причин много, но главная - в его неповоротливости. Напомним, что первая модель микроавтобуса - «Фестиваль», была создана в 1957 году, вторая модель - «Латвия», в 1976-м, а третью модель - «Стилс», подготовили в 1991 году. Модельный ряд обновлялся столь неспешно потому, что все сделанное на заводе со свистом улетало и растворялось на безмерном и закрытом советском рынке. Когда ворота рынка распахнулись в мир, РАФ тут же и помер, как и многие советские промышленные «мамонты»... Наш парфюмерный «Дзинтарс», кстати, не умер именно потому, что успел-таки развернуться...
AMO-Plant невелик, поэтому поворотлив. На нем будут приниматься маркетинговые решения очень быстрые и эффективные - в этом главная особенность латвийского автопредприятия. Так и только так сегодня можно жить на рынке.

Привет через сто лет
На торжестве открытия звучали речи, особенностью которых были слова о глобализации, об интеграции и об интернационализме. Были и подарки. Самый оригинальный подарок прикатил бывший мэр Риги Айварс Аксенокс, при котором со скрипом начиналась реализация идеи его московского коллеги. Теперь Аксенокс - директор «Мотор-музея», и прикатил он оригинальное колесо от одного из первых автомобилей «Руссо-Балт». Колесу ровно сто лет.
Исполнительный директор AMO-Plant Алексей Маслов, принявший от музея исторический подарок, невольно тоже стал личностью исторической, встав в один ряд с Лейтерном, Шидловским, Баронсом, Позняком - славными латвийскими автомобилестроителями.
Первыми у легендарного красного колеса сфотографировались мэр Елгавы Андрис Равиньш и министр правительства Москвы, директор департамента науки и промышленной политики Евгений Пантелеев. Оба они - отцы-основатели AMO-Plant, оба в проекте с первого дня, все шесть лет. Мэр и министр радовались исторической реликвии как дети!
Оценив мощную символику колеса, к нему выстроилась очередь желающих увековечить себя на его фоне. Молодые сотрудники завода облепили колесо, уложив перед ним совершенно ошалевшего от счастья Яниса Дамбитиса. Он тоже в проекте с первого дня. Янис тянул и вытянул вместе с Масловым такой тяжеленный воз, что им обоим есть от чего ошалеть! Ведь вот он, завод, стоит за окнами!
Радовались победе гендиректор ЗИЛа Константин Лаптев и префект Южного округа Москвы Юрий Буланов - они тоже участники проекта. Рядом с ними скромно улыбался технический директор AMO-Plant Всеволод Кленикский. Он из Белоруссии, из Минска. Светлейшая голова, конструктор от бога, приглашен Масловым в команду, как 100 лет назад председателем правления «Руссо-Балта» Михаилом Шидловским был приглашен в команду талантливый бельгийский конструктор Жюльен Поттера, который рижан не подвел.
Такая вот интернациональная команда собралась на AMO-Plant. Что у нее в итоге получится - станет известно в июле, когда за ворота завода выкатится первый российско-голландско-латвийский автобус, встречать который приедет из Москвы умный и хитроватый градоначальник в кепке, шесть лет назад все это дело замутивший.
Виктор ПОДЛУБНЫЙ